Надо поуглить: РФ вынуждена искать новые рынки сбыта твердого топлива

ЕС запретил ввоз угля из России.

Можно ли переориентироваться на азиатский рынок.

ЕС запретил ввоз угля из России. Эмбарго создаст сложности не только Москве, но и самому Брюсселю. Европейцам придется искать новых поставщиков, а компаниям — пытаться перенаправить потоки. Один из вариантов — азиатский рынок. Хотя и здесь трудностей хватает. Подробности — в материале «Известий».

«Запрещается приобретать, импортировать или передавать прямо или косвенно уголь и другие твердые ископаемые виды топлива в ЕС, если они происходят из России или экспортируются из России», — говорится в пятом пакете санкций против  Москвы , который ввел Европейский союз. Речь идет о запрете на ввоз угля на €4 млрд, на самом деле это означает полное эмбарго, учитывая, что в прошлом году поставки составили €3,3 млрд.

Запрет вступит в силу 10 августа, изначально планировали наложить эмбарго с июля, но сдвинули на более позднее время под давлением Берлина

На поставки угля также может повлиять запрет в рамках очередного пакета ограничительных мер заходить судам, которые эксплуатирует Россия, в порты Евросоюза. Большинство поставок твердого топлива в Европу Москва осуществляла как раз морем. По железной дороге энергоносители поставляли в Польшу, которая, впрочем, еще раньше отказалась от российского экспорта.

По разным оценкам, российский уголь в угольном импорте ЕС составляет более половины, доля Евросоюза в российском экспорте — 22–24%. В прошлом году Брюссель импортировал около 50,5 млн т, при этом более 21 млн т пришлось на Кипр, 7 млн — на Польшу и 3,7 млн — на Германию. Доля российского твердого топлива составляет 60% также в Италии и Нидерландах, в половину меньше у Франции.

Уголь — не самое экологичное топливо, в мире с 1990-х снижается его потребление. Так, в  США   с 50 до 32% сократилась доля угольной генерации, а в тех шахтах, что остались, уголь уже продан по долгосрочным контрактам. В Германии еще пять лет назад закрылась последняя угольная шахта, в Британии — семь лет назад. Теперь в Соединенном Королевстве планируют впервые за 30 лет открыть новую шахту для добычи коксующегося угля, до недавнего времени 40% потребностей страны покрывал российский экспорт.

Согласно данным Международного энергетического агентства, в прошлом году было произведено 7,9 млрд т угля. Крупнейшим производителем и потребителем был Китай. Также довольно много угля добывают Индия, США, Австралия и Индонезия.

Для восполнения поставок российского угля странам ЕС придется перестраивать цепочку поставок и покупать его по более высокой цене. Сейчас Брюссель может переориентироваться на поставщиков из других стран: Австралию, Индонезию, Казахстан, Колумбию, ЮАР, США. Но и там не обойдется без сложностей.

Так, Рим, Мадрид, Варшава и Берлин обратились к индонезийским властям. Но, во-первых, мощности страны не беспредельны, во-вторых, она больше ориентируется на внутренний рынок. На ограниченные возможности ссылаются и австралийцы.

«Россия видит возможность перенаправить экспорт угля из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, через порты со свободными мощностями», — заявил вице-премьер России Александр Новак. По его словам, все возможности есть, всё зависит от логистики и стоимости. «Можно через морские порты, которые у нас недозагружены, также поставлять уголь в АТР. Угольные компании сейчас все эти вопросы тоже прорабатывают», — пояснил политик, добавив, что у России на Черном и Балтийском морях «есть свободные портовые мощности».

Москве так же, как и Брюсселю, придется перестраивать цепочку поставок. России, в свою очередь, придется предлагать клиентам уголь со скидкой. Впрочем, учитывая рост цен, экспорт всё равно может оказаться выгоден угольным компаниям.

С одной стороны, Китай сокращает импорт и сам увеличивает добычу, с другой — если Россия предложит хорошую скидку, Пекин согласится. К тому же, учитывая, как растут цены на уголь на мировом рынке, КНР было бы выгодно покупать российское твердое топливо.

В феврале стало известно, что Россия и КНР ведут переговоры об увеличении в течение ближайших пяти лет экспорта угля более чем вдвое — до 100 млн т. В таком случае Пекин занял бы половину объема всего российского экспорта угля.

— Китай — нетто-импортер угля, возможности переориентации ограничиваются логистикой, в частности, загруженностью наших железнодорожных путей на восточном направлении, — пояснил в беседе с «Известиями» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт РСМД Василий Кашин.

Также довольно перспективным среди азиатских рынков выглядит индийский. В прошлом году Москва договорилась с Дели об увеличении экспорта коксующегося угля до 40 млн т. Индия, по сообщениям местных СМИ, изучает способы создания механизма расчетов с Москвой в рупиях, чтобы избежать негативного эффекта антироссийских западных рестрикций. Конкурент России на этом рынке — Австралия. Однако она в этом году подняла цены с $200 до $700 за тонну, что совсем невыгодно Дели. Китай и вовсе отказался от поставок Канберры после того, как австралийские власти обвинили Пекин в распространении коронавируса. Почти четверть экспорта страны приходилась на Китай.

В конце апреля представители российских и индийских властей встречались, чтобы обсудить вопросы о поставках угля. Дело в том, что из-за проблем с логистикой и обработкой платежей, вызванных антироссийскими санкциями, возникли сложности с доставкой.

Алексей Куприянов, руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН в беседе с «Известиями» пояснил, что такие шаги Дели обусловлены тем, что сейчас сотрудничество с западными государствами для страны представляется более выгодным, именно поэтому Индия активнее взаимодействует с ними, но при этом не потерять нормальные контакты с Москвой.

— Индия придерживается такого вектора, который был и раньше: сохранить связи с Россией и при этом минимизировать риски. Так, крупнейшая индийская нефтеперерабатывающая компания Indian Oil Corp исключила российскую нефть марки Urals из последнего тендера. Но параллельно с российской нефтью Indian Oil отказалась от закупки целого ряда сортов, включая американские. Теоретически Индия могла бы пожертвовать какими-то второстепенными контрактами с Москвой ради более важных, но пока не видно причин, по которым она должна отказаться от российского угля, — пояснил индолог.

С ним согласен и профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Валерий Бессель.

— Россия — третий в мире экспортер угля после Австралии и Индонезии. И первый экспортер в ЕС. Заменить наш уголь европейцы смогут, но это им будет стоить совершенно других денег и времени на перестройку логистических схем. Китай потребляет 50% угля в мире (пересчитанного в нефтяной эквивалент). Да и в Индии в балансе энергопотребления уголь составляет порядка 60%. Так что в Азии есть покупатели. РЖД, думаю, сможет обеспечить растущий объем поставок — это выгодно и им, и производителям подвижного состава и металлургам. К тому же исключено, что жизнь начнет вносить существенные коррективы в решимость лидеров ЕС, — считает эксперт.

А пока европейцы скупают российский уголь в огромных масштабах. На днях в Германию из Усть-Луги  прибыл   еще один сухогруз с российским углем. Такое количество разгружалось последний раз до пандемии еще в 2019 году.

Источник: iz. ru

Фото : Евгений Епанчинцев

Последние новости

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план на ближайшие годы.

Снижение добычи угля в Кузбассе: последствия и тенденции

Добыча угля в регионе продолжает снижаться, что вызывает беспокойство среди экспертов.

Рост цен на бензин в Тюмени продолжает беспокоить водителей

Анализ последних изменений цен на топливо в регионе показывает значительный рост.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Набережных Челнах с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *