Особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их з
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации,
Нормативные правовые документы и правовое регулирование в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ).
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию", утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1019 (далее – Положение № 1019).
Приказ Минкультуры России от 16.08.2012 N 893 "Об утверждении Порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании".
Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 367 "Об утверждении порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)".
Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 368 "Об утверждении порядка сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач".
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, привлечения к административной ответственности (см. ссылку https://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_na.php ).
Общие положения, компетенция
Предмет государственного контроля (надзора) - соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее - обязательные требования).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) закреплены Федеральным законом № 248-ФЗ.
Государственный контроль (надзор) в пределах установленной компетенции осуществляют:
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы,
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль (надзор) за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, обязательным требованиям в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции , предусмотренного ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 436-ФЗ.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию осуществляет оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных ч. 2 ст. 12, ч. 6 ст. 11, ч. 4 ст. 12, ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 436-ФЗ:
ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 436-ФЗ – «Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации».
ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ – «До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения».
ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ – « Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана».
ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ – «Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях».
Административная ответственность за несоблюдение обязательных требований предусмотрена ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ «Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, 6.21.1, 6.21.2, частью 3 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.21 и статьей 13.36 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния»:
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,0 тысяч до 3,0 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от 5,0 тысяч до 10,0 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5,0 тысяч до 10,0 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 20,0 тысяч до 50,0 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольные (надзорные) органы (далее – КНО) проводят следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте КНО в сети "Интернет", в средствах массовой информации (далее – СМИ), через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, в том числе путем размещения сведений в СМИ.
КНО размещают и поддерживают в актуальном состоянии на своих официальных сайтах в сети "Интернет" информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ.
б) обобщение правоприменительной практики (один раз в год, размещается на официальном сайте КНО в сети "Интернет").
По итогам обобщения правоприменительной практики готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики с публичным обсуждением проекта доклада.
в) объявление предостережения, в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований .
г) консультирование (должностные лица КНО по обращениям контролируемых лиц дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ);
Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в т.ч. по вопросам порядка и периодичности проведения КНМ; порядка принятия решений по итогам КНМ; порядка обжалования решений контрольных (надзорных) органов; положений обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
д) профилактический визит (проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи).
Обязательный профилактический визит проводится в отношении:
1) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории значительного риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
КНО направляют контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения, в котором указывают дату и срок проведения обязательного профилактического визита. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом КНО, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Осуществление государственного контроля (надзора)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный контроль (надзор) без проведения плановых КНМ .
При осуществлении государственного контроля (надзора) предусмотрено проведение внеплановых КНМ, их организация осуществляется в соответствии со ст. 66, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ.
КНО органы вправе привлекать к проведению КНМ экспертов и экспертные организации.
Внеплановый государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих КНМ:
а) документарная проверка (проводится по месту нахождения КНО, на основании решения КНО о её проведении). Предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений КНО.
Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе документарной проверки:
- получение письменных объяснений ;
- истребование документов ;
- экспертиза.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении КНО, результаты предыдущих КНМ, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора).
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении КНО, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, КНО направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить указанные в требовании документы.
Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании, направляет истребуемые документы и материалы. Должностное лицо вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, письменные объяснения, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период со дня направления КНО контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в КНО, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у КНО документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в КНО.
б) выездная проверка .
Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений КНО.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля (надзора).
Выездная проверка проводится на основании решения КНО о проведении выездной проверки в случае, если не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении КНО или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов государственного контроля (надзора) обязательным требованиям без выезда на указанное в абз. 2 п. 50 Положения № 1019 место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида КНМ.
КНО уведомляют контролируемое лицо о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе выездной проверки:
- осмотр (проводится в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи);
- опрос (по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо вправе проводить опрос контролируемого лица или его уполномоченного представителя, иных лиц, располагающих такой информацией);
- истребование документов (должностное лицо вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий с указанием срока представления истребуемых документов и материалов);
- получение письменных объяснений (должностное лицо вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, письменные объяснения, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований);
- экспертиза (может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения КНМ, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации).
Для фиксации должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований в случае выездной проверки могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в т.ч. сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в т.ч. принадлежащие контролируемому лицу.
Решение об осуществлении фотосъемки, видеозаписи, аудиозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается должностными лицами КНО самостоятельно при совершении следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр - фотосъемка, видеозапись;
опрос - аудиозапись;
получение письменных объяснений - фотосъемка, видеозапись;
истребование документов - фотосъемка, видеозапись, аудиозапись;
экспертиза - фотосъемка, видеозапись.
Аудиозапись и (или) видеозапись осуществляются открыто с уведомлением вслух в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
Зафиксированные с помощью технических средств доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются приложением к акту проверки по результатам КНМ (далее - акт проверки).
Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.
Результаты КНМ
Должностное лицо, уполномоченное на проведение КНМ, по окончании его проведения составляет акт проверки. В случае если по результатам проведения КНМ выявлено нарушение обязательных требований, в акте проверки указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения КНМ в акте проверки указывается факт его устранения.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту проверки.
В случае если проведение КНМ было согласовано с органами прокуратуры, акт проверки направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра КНМ непосредственно после его оформления.
В случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контролируемым лицом КНО в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает решения, предусмотренные ст. 90 Федерального закона № 248-ФЗ.
Оформление акта проверки производится на месте проведения КНМ в день его окончания.
Контролируемое лицо в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ и Положением № 1019.
Обжалование решений КНО, действий (бездействия) должностных лиц
Контролируемые лица имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц КНО в рамках КНМ, а также принимаемых ими решений о проведении КНМ, актов проверки, предписаний об устранении выявленных нарушений в досудебном порядке.
Жалоба на решение территориального органа КНО, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо КНО.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа КНО рассматривается КНО.
Жалоба на решения КНО, принятые его центральным аппаратом, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата КНО рассматривается руководителем КНО.
По итогам рассмотрения жалобы КНО, их территориальные органы принимают одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить решение КНО, его территориальных органов полностью или частично;
в) отменить решение КНО, его территориальных органов полностью и принять новое решение;
г) признать действия (бездействие) должностных лиц КНО, его территориальных органов незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Обжалование решений КНО осуществляется в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ.
За дополнительной консультацией можно обратиться в Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу (г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 24) :
- по номерам телефонов для получения консультации см. ссылку https://42.rospotrebnadzor.ru/profilaktika-riskov-prichineniya-vreda-ushcherba-ohranyaemym-zakonom-cennostyam/konsultirovanie-yuridicheskih-lic-i-individualnyh-predprinimatelej/
- с письменным или электронным обращением. Обращения в форме электронных сообщений направляются в Роспотребнадзор путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, которая размещен на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Для граждан», подраздел «Обращения граждан» ( http://petition.rospotrebnadzor.ru ) или на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в разделе «Виртуальная служба», подраздел «Форма обращений граждан».
Последние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план на ближайшие годы.
Снижение добычи угля в Кузбассе: последствия и тенденции
Добыча угля в регионе продолжает снижаться, что вызывает беспокойство среди экспертов.
Рост цен на бензин в Тюмени продолжает беспокоить водителей
Анализ последних изменений цен на топливо в регионе показывает значительный рост.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку