Пусть Айседора Дункан кроликов режет в ванной, а танцует в столовой!
Так совпало, что на нынешний День знаний в Новокузнецке пришёлся очень грустный юбилей – ровно 80 лет назад у нас в городе начали учить учителей.
Так совпало, что на нынешний День знаний в Новокузнецке пришёлся очень грустный юбилей – ровно 80 лет назад у нас в городе начали учить учителей. Это было первое в Кузбассе высшее учебное заведение, где их готовили: в Кемерово до конца 40-х имелся только педагогический техникум. А в нашем Сталинске по решению правительства советской России – Совнаркома РСФСР – в сентябре 1939 года уже был открыт двухгодиный учительский институт.
Старше был только СИЧМ – Сибирский институт чёрной металлургии, – позже переименованный в СМИ (а ныне – СибГИУ). Там первые занятия – ещё в конце октября 1931 года – шли прямо на строительной площадке будущего КМК. Ну с металлургическим вузом всё понятно – его создали как кузницу инженерных кадров для детища ударного Кузнецкстроя. Но ведь будущих сталеваров кто-то должен был учить, как минимум, таблице умножения?
Так появился Сталинский учительский институт – один из старейших кузбасских вузов. А тогда действительно строили не только невиданные индустриальные гиганты, но и дворцы культуры и высотные дома: все они служат до сих пор – как и школы, построенные для советских детей, которым давали лучшее в мире образование. Конечно, и учительские кадры требовались для этого самые-самые. И долгие десятилетия наш пединститут их исправно поставлял.
Его первые студенты занимались в трёх бараках – по бараку на факультет. Говорят, зимой в них было так холодно, что замерзали чернила в чернильницах – «гаджетах» того времени. А они учились! Вот только слишком многим из них так и не пришлось учить самим – как они об этом мечтали. Они ведь выпускались летом 41-го – и добровольцами шли на фронт. А построенные к тому времени институтские здания, казавшиеся студентам 40-х практически дворцами, – учебное на улице Школьной (нынешнем проспекте Пионерском) и общежитие на Торцевой, позже переименованной в Хитарова, – были отданы под нужды военных эвакогоспиталей.
Бойцы Красной армии поправляли в этих стенах здоровье – и снова в бой, до Победы! Ну а будущие учителя переехали в городские школы и занимались там в третью смену – до полуночи. И – представьте! – ещё и пели в институтском вокально-хоровом кружке. Всего за годы Великой Отечественной войны Сталинский учительский институт подготовил более 500 учителей физики, математики, русского языка и литературы, географии, ботаники, истории. В 1944 году – по распоряжению Совета народных комиссаров СССР – он был преобразован в государственный педагогический институт. И уже в 45-м здесь состоялась первая студенческая конференция, а позже возникло научное общество студентов.
Я училась в НГПИ в 90-х: в главном корпусе была волшебная маленькая библиотека с редкими книжками, где время будто исчезало, обесцвеченное вечерним солнцем, струящимся из окон. Представляете! Тут сохранились издания со штемпелем Кузнецкого уездного училища – им больше сотни лет. А есть и вовсе раритеты – в тёмных переплётах из кожи, XVIII, XVII век.
Здесь даже пахло по-особенному: временем. И в воздухе золотилась священная пыль от старых книжных переплётов – милая пыльца с крыльев бабочек-страниц. А мне было удивительно: эти хрупкие страницы должны были помнить прикосновения миллионов пальцев – и запомнить мои. Интересно, кто же их сейчас листает?
Среди студентов 90-х, помню, упорно ходила байка: приехала комиссия, чтобы присвоить пединституту звание университета, но, посещая литфак, председательница застряла между половицами своей дорогущей шпилькой – и, разозлившись, решила повысить наше учебное заведение только до академии. Я и не подозревала в то время, что «веселуха» только начинается.
На пороге третьего тысячелетия старый добрый учительский вуз, и правда, весь просил каши – как разношенный сапог. А в 2012 году он и вовсе попал в чёрный список высших учебных заведений страны – у одного из первых вузов Кузбасса были обнаружены все «признаки неэффективности», указанные к выявлению нашим Минобразом. К слову, одним из признаков этой неэффективности было то, что в педакадемии Новокузнецка на студенческую душу приходилось 8,7 квадратных метра учебных и лабораторных площадей при положенных одиннадцати квадратах.
Из-за этого КузГПА была в итоге «понижена» всего лишь до Центра педагогического образования, которому оказалось за глаза и пяти квадратных метров аудиторий и лабораторий. Так старейший педагогический вуз области стал частью НФИ КемГУ. И пошло-поехало! Из десяти факультетов осталось пять – переобъединили всех со всеми. А что? Оптимизация должна быть оптимальной. Прямо по завету швондеров: пусть Айседора Дункан кроликов режет в ванной, а танцует в столовой.
Закономерно, что сегодня на официальном сайте НФИ КемГУ можно прочесть только то, что он «самый крупный филиал Урала, Сибири и Дальнего востока». И, заметьте, ни словечка про 80-летнюю историю «какого-то» первого педагогического вуза Кузбасса! А зачем об этом знать нынешним студентам?
Да и знание русского языка, похоже, стало абсолютно лишним. А по правилам, которым лично меня учили учить в НГПИ, все слова, входящие в состав географических названий, пишутся с прописной буквы. На всякий случай: прописная, она же заглавная буква – это буква, которая увеличена в размере в сравнении со строчными буквами. Так что на сайте «самого крупного филиала Урала, Сибири и Дальнего востока» всё-таки должно быть написано: Дальний Восток.
По-моему, красноречивее «рекламы» для системы сегодняшнего образования и нарочно не придумаешь. Ну что, товарищи, с Днём знаний?!
Инна Ким
NK-TV.COM
Последние новости
Закрытие шахты в Кузбассе: снижение спроса на угольные ресурсы
Шахта Ольжерасская-Новая приостановила работу из-за падения цен на уголь.
Новая уловка аферистов в Telegram
Злоумышленники используют вредоносные программы под видом фотографий.
Прогноз погоды в Кузбассе: декабрь ожидается теплым и снежным
Кузбасс ждет аномально теплая зима с обильными снегопадами.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований