Адаптация первокурсников КемГУ к студенческой жизни и учебной деятельности

Сегодня коммуникация молодёжи переходит в цифровую среду, что снижает возможности наработки социальных навыков общения.

Сегодня коммуникация молодёжи переходит в цифровую среду, что снижает возможности наработки социальных навыков общения. О тренде «инфантилизации» населения зарубежные эксперты начали говорить 20 лет назад. В КемГУ существует длительная традиция внедрения  программ по адаптации первокурсников,  актуальная в связи с общим снижением здоровья студентов, повышенной стрессовой нагрузкой, сдачей ЕГЭ – одним из ведущих факторов, который держит ребёнка (и его родителей) в ситуации стресса в последний год обучения в школе, а его кульминация приходится на этап приёмной кампании в вузы. В Кемеровском государственном университете действует двухуровневая система кураторства: за каждой академической группой закреплены преподаватель-куратор и два-три студента-куратора. Наставники не реже одного раза в месяц проводят кураторские часы с группой, где обсуждают проблемы обучения и внеучебной деятельности в вузе, консультируют, помогая адаптироваться к учебному процессу.

Студенты-тьютеры раскрывают возможности самореализации во внеучебной деятельности, знакомят с территорией кампуса, правилами поведения и взаимодействия в вузе и общежитиях, помогают наладить общение первокурсников между собой и активом института в рамках посвящения в студенты, презентации деятельности студклуба, ОСО, студенческих отрядов, образовательных центров. Для формирования и закрепления положительной профессиональной идентичности студентов инициативной командой (авторы – преподаватель И. Ю. Рассохина, канд. социол. наук, доцент кафедры социологических наук, и А. Оганесян, студентка 4-го курса направления «Психология») разработан проект «Студия психологической грамотности», направленный на осуществление горизонтального обучения (равный равному). Идея проекта строится на интерактивном обучении студентов друг у друга навыкам личной эффективности: коммуникации, саморегуляции, саморазвития, творческой генерации идеи, проектирования, командной работы и пр. Изначально формируется группа студентов, претендующих быть ведущими тренингов и мастер-классов под руководством преподавателей-наставников, после чего следует планирование, определяются ключевые темы, за которыми закрепляются несколько студентов-ведущих для взаимной поддержки и взаимозаменяемости и преподаватель-наставник. Идут подготовка и структурирование интерактива по каждой из тем. После отработки тем начинаются занятия – студенты выступают в роли ведущих мастер-классов, тренингов и других форм интерактивной работы, а преподаватели – в роли наставников, советников. Развитие проекта происходит по пути расширения задач и аудитории. В 2019–2020 годах планируются выездные мероприятия в школы и СПО, а также разработка специальных мероприятий для представителей третьего возраста.

На базе СПИ КемГУ действует учебно-практическая лаборатория социальной и психологической помощи. Студенты 1-го курса могут обратиться к педагогам за помощью в связи с необходимостью решения таких проблем, как:

– профессиональное и жизненное самоопределение (сомнения в выбранном направлении подготовки и выборе будущей профессии, неопределённость в последующем трудоустройства); отсутствие или недостаток сформированности мотивации к обучению; неумение самостоятельно выстраивать жизненные и профессиональные перспективы, планы; ориентация на «новые ценности» – престиж, материальная обеспеченность, невнятно формулируемые идеи «жизненного успеха», «самореализации» и т. д.;

– социальная и психологическая адаптация к условиям обучения в вузе и новой жизненной ситуации: не всегда удобный режим учебных занятий в вузе; недостаток времени для отдыха и проведения досуга; смена места проживания и привычной обстановки (например, проживание в общежитии и связанные с этим проблемы – бытовые условия, материальные проблемы, отсутствие навыков самостоятельной жизни); необходимость построения новых отношений и круга общения (с преподавателями, сокурсниками);

– межличностная и психоэмоциональная адаптация (например, недостаток сформированности навыков общения, самоконтроля и ответственности, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям в студенческой группе и по месту проживания и т. д.).

В опорном вузе Кузбасса функционирует Центр межкультурных коммуникаций КемГУ, задачей которого является организация мероприятий для иностранных студентов с целью их адаптации к жизни и учёбе в университете. В этих целях проводятся летняя школа для иностранных абитуриентов, вечера знакомств, межнациональная интеллектуальная игра «Наше единство», творческий фестиваль «Многонациональный Кузбасс». Мероприятия направлены на поддержание и развитие межкультурного диалога среди студентов разных национальностей. Как все студенты, иностранцы, окончившие школу, оказываются в новой среде и переживают, что система образования в университете имеет особенности. Новый коллектив, преподаватели, непривычная среда могут стать причиной скованности. Для этого в университете существуют студенческие объединения, которые помогают войти в студенческую жизнь. В рамках работы Центра у иностранных студентов-первокурсников есть кураторы (студенты старших курсов), которые помогают им сориентироваться, к примеру, в оформлении необходимых документов при регистрации, а также в бытовых вопросах. Работа Центра продолжается в течение года, ЦМК является площадкой для реализации идей и проектов студентов разных национальностей.

В 2019 году в Кемеровском государственном университете по инициативе специалистов Центра изучения этноконфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодёжной среде начата реализация проекта по социализации абитуриентов и студентов в поликультурной среде вуза «Мониторинг и профилактика асоциальных проявлений в молодёжной среде». Проект направлен на создание благоприятной среды и комфортных условий для реализации творческого, научно-исследовательского и экономического потенциала молодёжи в вузе, ориентируясь на программу социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года. В проекте участвуют специалисты разных профилей: психологи, социологи, юристы, филологи, к мероприятиям привлекаются представители религиозных конфессий.

В процессе реализации проекта осуществляется сбор сведений о социально-психологическом состоянии абитуриентов и обучающихся 1-х и 2-х курсов, определяются приоритетные задачи, которые призваны минимизировать риски возникновения конфликтов разной природы в студенческой среде, а также помочь в адаптации к новым условиям в период учебы, в том числе бытовым. Полученные сведения предоставляются руководству вуза для принятия управленческих решений. Кроме того, проект предполагает осуществление профилактики девиантного поведения в среде обучающихся и предупреждение правонарушений и преступлений.

 

Последние новости

Закрытие шахты в Кузбассе: снижение спроса на угольные ресурсы

Шахта Ольжерасская-Новая приостановила работу из-за падения цен на уголь.

Новая уловка аферистов в Telegram

Злоумышленники используют вредоносные программы под видом фотографий.

Прогноз погоды в Кузбассе: декабрь ожидается теплым и снежным

Кузбасс ждет аномально теплая зима с обильными снегопадами.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Домодедово, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *