Настали святки, то-то радость! А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Святки (святковАть – праздновать, не работать, чтя праздник; свЯточничать – праздновать Святки — В.И.

Святки (святковАть – праздновать, не работать, чтя праздник; свЯточничать – праздновать Святки — В.И. Даль) – время от Рождества до Крещения. У православных христиан начинаются «святые вечера» в Рождественскую ночь — с 6 на 7 января. Завершаются Святки в праздник Крещения Господня, который отмечается в ночь с 18 на 19 января.

Этот особенное праздничное время отразили в своих произведениях многие русские писатели и поэты прошлого. Людмила Грунина , канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации КемГМУ Минздрава России, представила описание святочного периода в русской литературе.


Из книги «Сказания русского народа» выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова (1807–1863): «Никогда русская семейная жизнь не живёт в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в весёлости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И всё это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств… Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род» .

Основной обряд этого периода – святочные колядования, когда ряженые с песнями, шутками, поздравлениями приходили в дом, восхваляли хозяев, желали благополучия и богатства, а за это хозяева, в свою очередь, угощали сладостями, дарили деньги.

Вспомним описание празднования Святок Львом Николаевичем Толстым в «Войне и мире» : «Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней, потом прячась один за другого, вытеснялись в залу, и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Дворовых поддерживает молодёжь Ростовых, и через полчаса в зале между другими ряжеными «появилась ещё старая барыня в фижмах – это был Николай, турчанка – это был Петя, гусар – Наташа и черкес – Соня. Костюмы молодёжи показались так хороши, что святочное веселье усиливается, передаётся от одно к другому – все едут к Мелюковым на четырёх тройках. «Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергичная женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окружённая дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней… Гусары, барыни, ведьмы, паяцы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц Диммлер с барыней Николаем открыли пляску… Через десять минут вся молодёжь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым… После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг, принесли кольцо, верёвочку и рублик, и устроились общие игры... Потом всех гостей позвали ужинать в гостиную» .

 

В дни рождественского разговенья еда была обычно самая вкусная. В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нём неизменно должны быть сладости, пироги, печенье, пряники, калачи, чем угощали обычно ряженых. Конечно же, семейные застолья старались делать особенно праздничными.

Святочный период всегда был приправлен гаданием – неизменным атрибутом святочных дней. Одни гадания совершались вечером, другие в полночь, а какие-то приготавливались ко сну.

Незамужние девушки гадали, конечно же, на жениха.

Праздничная атмосфера святок с гаданием описана в знаменитой балладе Василия Андреевича Жуковского «Светлана» . Именно там читаем известные строки:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили…» .

Здесь автор отмечает самые распространённые в то время гадания. Так, девушки бросали башмаки через ворота на улицу, потом выходили и смотрели, куда обращён носок башмака – там и быть замужем. Плохой признак, когда башмак обращён к домашним воротам: в этот год не быть замужем. Ходили слушать под окна чужих домов: разговор весёлый – значит жизнь в замужестве будет хорошая. Подходили слушать к амбару: если слышали пересыпку хлеба, то считалось, что замужняя жизнь будет достаточной. Отчаянные девушки накрывали стол скатертью, клали приборы, кроме ножа и вилки, и приговаривали: «Суженый, ряженый, приди ко мне поужинать!». Запиралась дверь, и девушка оставалась одна. Курице или петуху давали счётное количество зёрен, склюёт всё – добрый знак, если зёрна остались – можно посчитать сколько лет до свадьбы осталось.

 

Гадание на зеркалах со свечой было самым популярным.

«Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится» .

(В.А. Жуковский «Светлана»).

 

Гадают Наташа с Соней после отъезда князя Андрея: «На Наташином столе стояли ещё с вечера приготовленные Дуняшей зеркала» .

Гадает Татьяна – любимая героиня Александра Сергеевича Пушкина :

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть…» .

Это чудесное трепетное праздничное время отразили в своих произведениях многие русские писатели и поэты прошлого – Александр Иванович Куприн (рассказ «Чудный доктор»), Николай Семёнович Лесков (рассказ «Жемчужное ожерелье», «Неразменный рубль», «Отборное зерно»), Антон Павлович Чехов («Страшная ночь», «Мальчики», «Ванька»), Василий Васильевич Розанов («В Сочельник»), Иван Сергеевич Шмелёв в романе «Лето Господне».

Святки всегда воспринимались и описывались как радостные, волнительные, поэтичные дни. Атрибуты Рождества – это свет, радость, богослужения, празднования, веселье и добрые пожелания! Это время, когда собираются семьи и царит атмосфера уюта, покоя, любви, когда объединяются взрослые и дети, чтобы пожелать друг другу благополучия и надежды на лучшее. Святочное время, по поверьям, определяло весь будущий год! Не будем изменять нашим традициям!

 

 

 

   

Последние новости

О государственной регистрации некоммерческих организаций за период с 20 января по 24 января 2025 года

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу за период с 20 января по 24 января приняты решения:

Юрий Скворцов:

Заместитель председателя Парламента КуZбасса, председатель Совета регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" в Кемеровской области Юрий Скворцов принял участ

Юрий Скворцов: «Кемеровский округ планомерно развивается – и это позитивное развитие видно, как жителям округа, так и всем кузбассовцам»

Заместитель председателя Парламента КуZбасса, председатель Совета регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Кемеровской области Юрий Скворцов принял участ

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Хабаровске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *