Ю.В. Афонин: Правительственной прибавки к стипендии студенту не хватит даже на один поход в столовую
- В девяностые годы, когда я сам был студентом, появился такой невесёлый анекдот: раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются, – вспомнил Юрий Вячеславович.
- В девяностые годы, когда я сам был студентом, появился такой невесёлый анекдот: раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь работают и подучиваются, – вспомнил Юрий Вячеславович. – К сожалению, за эти 20 лет ситуация если и изменилась, то совсем не в лучшую сторону. Молодёжь вгоняют в потребительскую гонку и, чтобы бы быть «не хуже, чем все», многие парни и девчонки за новую модель смартфона или модную вещь готовы горбатиться по ночам, выходным и праздникам. А ведь есть ещё действительно насущные, жизненные потребности – еда, проезд, расходы на учёбу, которые неизбежны даже при бюджетном обучении. Студентам, проживающим в общежитиях, ещё сложнее, чем их товарищам, которые учатся в своих городах и живут с родителями.
При этом минимальный размер академической стипендии в российских вузах сегодня составляет 1633 рубля, а средний – 2980 рублей. В сентябре 2018 года этот показатель увеличился примерно на 4%, сейчас – на 4,3%, то есть примерно по уровню официальной инфляции, а значит, реальный размер и без того очень скромной материальной господдержки студентов за год снизился – на товары первой необходимости цены растут гораздо быстрее. В следующем году Минобрнауки обещает «расщедриться» на 90-рублёвую прибавку, то есть лишь на 3%. Даже далеко за пределами Москвы этих денег не хватит на то, чтобы хоть один раз досыта наесться в студенческой столовой. А в 2021-2022 годах чиновники обещают раскошелиться уже на 4-процентную прибавку: «Получите, господа студенты, и ни в чём себе не отказывайте!» Между тем, продукты, проезд, канцтовары и т.д. дорожают ежегодно, и не на какие-то 3-4%, а гораздо значительнее, то есть реальный размер студенческих стипендий будет неизбежно снижаться.
Да, в России есть и другие виды стипендиального обеспечения студентов – это и социальная стипендия для соответствующих категорий обучающихся, и дополнительные выплаты за успехи в научной, творческой, спортивной жизни вуза. Но, во-первых, эти выплаты нестабильны и зачастую зависят от того, есть ли у вуза «заначка» на эти цели. А её может и не быть. Во-вторых, здесь, как и при распределении стимулирующих надбавок педагогам, может сработать субъективный фактор. И дополнительную стипендию получат студенты, близкие к администрации вуза или факультета, активисты провластных организаций и прочие «правильные» ребята, а какой-нибудь талантливый и одарённый бунтарь так и останется со своими двумя с половиной тысячами.
Отдельная тема – стипендии учащихся техникумов и колледжей, в которых теперь ведётся подготовка по программам как среднего профессионального, так и начального профессионального образования, чем раньше занимались упразднённые несколько лет назад профтехучилища. Эти учебные заведения в большинстве своём переданы на региональные бюджеты со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для обучающихся в системе начального профобразования с сентября 2019 года стипендия составила порядка 560 рублей, среднего профобразования – менее 900рублей.
Это, в лучшем случае, на чай с булочкой в буфете, на большее уже не хватит. А ведь чиновники со всех трибун сегодня стенают, как не хватает стране квалифицированных рабочих, что престиж этих профессий нужно поднимать, что у нас перепроизводство специалистов с высшим образованием, которые потом оказываются невостребованными на рынке труда. Стипендия в пятьсот или даже тысячу рублей – это стимул для молодёжи идти в колледжи и техникумы?
Между тем, ссузы зачастую дают весьма сильную базовую подготовку, их выпускники, которые потом идут уже в вузы, оказываются минимум на полголовы выше своих товарищей, которые пришли в университеты и институты сразу после школы. Поэтому, если мы хотим действительно вернуть былую славу рабочим профессиям, нужно пересматривать систему стипендиального обеспечения учащихся колледжей и техникумов.
Напомню: в СССР стипендии в ссузах и вузах колебалась от 30 до 50 рублей, что позволяло полноценно учиться без необходимости постоянной подработки. Например, поесть в студенческой столовой можно было и за 50 копеек. Проезд в транспорте стоил 3-5 копеек, по льготному проездному – дешевле, плата за общежитие – символическая пара рублей в месяц.
Вот в этом и состоит принципиальная разница: советский студент именно подрабатывал, чтобы накопить денег, скажем, на мотоцикл, летний отдых, на свадьбу (тогда вступали в брак раньше), но в принципе можно было прожить и на стипендию. А российский студент, как правило, работает, чтобы оплатить учёбу (кому не хватило бюджетного места), жильё (кому не дали общежитие, а это не редкость), нормально питаться и одеваться. Кому-то даже приходится финансово помогать родителям или младшим братьям и сёстрам. Фактически же две трети нашего студенчества живут в бедности, и работа помимо учёбы для большинства из них – это возможность просто выжить в большом городе.
В подготовленном лучшими специалистами фракции КПРФ в сфере образования – И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Ж.И. Алфёровым – законопроекте «Образование для всех» использован как лучший советский опыт, востребованный и сегодня, так и новации с учётом мнений профсоюзов, педагогического, родительского и студенческого сообществ.
В частности, предусмотрено повышение стипендий студентов до тех параметров, которые существовали в советское время. Это социальная стипендия в размере прожиточного минимума и академическая – в размере 80% от него, для учащихся ссузов – 60%. «Единая Россия» этот документ отклонила, но мы и дальше будем бороться за его принятие!
Последние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план на ближайшие годы.
Снижение добычи угля в Кузбассе: последствия и тенденции
Добыча угля в регионе продолжает снижаться, что вызывает беспокойство среди экспертов.
Рост цен на бензин в Тюмени продолжает беспокоить водителей
Анализ последних изменений цен на топливо в регионе показывает значительный рост.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований