С любимыми не расставайтесь, или такого «Макбета» хочется пересматривать

Год назад на сцене Новокузнецкого драматического театра состоялась премьера неоднозначного, интригующего, многослойного спектакля,

Год назад на сцене Новокузнецкого драматического театра состоялась премьера неоднозначного, интригующего, многослойного спектакля, в основу которого легла знаменитая история о честолюбивой супружеской чете из Шотландии XI века, чья погоня за властью обернулась сумасшествием и смертью. Разумеется, речь идёт о «Макбете» – одной из самых популярных у режиссёров всех времён и народов шекспировских пьес, которую поставил хорошо знакомый новокузнецким зрителям режиссёр Пётр Шерешевский. Ироничный и метафоричный, он, конечно же, не мог оставить Макбета и его Леди в шотландском королевстве далёкого прошлого, а перенёс действие перепридуманной им истории в Россию XXI века, превратив замок Макбетов в ресторан, где гуляет пьяный новогодний корпоратив.

Признаюсь, лично я с опаской отношусь к переодеванию персонажей прошлого в одёжки настоящего. Это не всегда бывает оправданно. Но антураж «Макбета» Шерешевского, на мой взгляд, довольно гармонично вписался в атмосферу «Макбета» Шекспира.

… А кто работает в офисе большой компании – знает: страсти там кипят такие, что Вильяму нашему точно было бы о чём написать!

В общем, происходящее на сцене с самых первых минут вполне узнаваемо и поэтому вызывает у зрителей улыбку эмпатии. И даже то, что явленные в спектакле менеджеры и бухгалтерши, охранники и официантки изъясняются исключительно строками знаменитой шекспировской трагедии, не вызывает никакого отторжения. Более того! Эти строки звучат вполне себе гармонично и логично.

А между тем действие рассказываемой Шерешевским истории медленно, но верно закручивается шекспировским узлом. Макбет (заслуженный артист России Андрей Ковзель), сожалея, что секси-ведьмочки (Екатерина. Санникова, Полина Зуева, Ксения Барнаева) слишком быстро испарились, бросает обычную пошловато-циничную мужскую фразу: «Я бы их… расспросил». Банко (Андрей Грачёв) понимающе хмыкает. Потом оба идут в туалет подымить вейпами и обсудить полученные колдовские предсказания.

Всё быстрее, быстрее! Пока «генеральный директор» Дункан (Анатолий Смирнов) скрывается в туалетной кабинке, его охранники сплетничают о пойманной «крысе», чьи привилегии и место теперь перейдут заслужившему это Макбету. Узнавший о повышении Макбет шлёт жене ликующую эсэмэску. Наконец, Макбет-победитель и его обрадованная Леди празднуют собственный новый статус торопливым туалетным сексом.

… Вот только эта обыкновенная, в общем-то, сцена какая-то неживая, будто она разыгрывается в аквариуме с выкаченным воздухом!

А спектакль – как и любой корпоратив – набирает обороты! Собравшихся веселят Дед Мороз и Снегурочка. Звучат тосты. Хлопает шампанское. Менеджеры и ведьмы-бухгалтерши (Татьяна Лизунова, Вера Заика, заслуженная артистка России Ирина Шантарь) играют в традиционную «Мафию», которая вдруг становится похожа на тайную вечерю, где крупным планом, на весь экран, появляются змеиные глаза Иуды-Макбета, а потом его ликующая улыбка и поправляющая картонную корону рука.

… А сразу же после известия об убийстве Дункана «офисный планктон» снова усаживается за столы и накладывает салатики!

И вот уже над столами несётся корпоративно-новогодняя «Остыли реки, и земля остыла», а пьяное веселье становится почти страшным. Леди Макбет (Илона Литвиненко) с ненавидящим, яростным лицом танцует медляк с уже обречённым, хотя и не понимающим этого Банко.

Его убийцы, они же видеографы корпоратива и наблюдатели (Александр Шрейтер, Евгений Лапшин) исполняют приказ Макбета, заказавшего друга, который в виде окровавленного призрака – как из ужастика про мертвецов – слоняется среди веселящихся. А Макбет и его Леди сливаются на экране в жуткого двухголового четырёхрукого монстра.

Происходящее на сцене становится всё страшнее, притягательнее, зрелищнее, напряжённее. Временами даже дыхание перехватывает, честное слово! Например, в сцене, где Макбет, уже убийца, в бесчувственном пьяном кураже, на ресторанной сцене, хватает за что придётся молоденьких певичек-сирен обольстительно-ведьминской «ВИА Гра», а те ласкаются, шепчут, подталкивают лить кровь дальше, больше… И вдруг превращаются в отталкивающих старых ведьм. А в это время Леди Макбет, одна за накрытым столом, запивает таблетки спиртным и плачет.

Художнику Анвару Гумарову, художнику по свету Стасу Свистуновичу, а также отвечающим за саунд-дизайн Степану Андрееву и за online-монтаж видео Даниилу Яковлеву удалось создать захватывающую колдовскую атмосферу, в которой просто царит – а по-другому и не скажешь – роскошный дуэт Макбетов. Андрей Ковзель и Илона Литвиненко настолько органичны в роли известных всему миру супругов, что наблюдать за их жизнью в спектакле – отдельное удовольствие. На мой взгляд, в этом существовании нет ни одного лишнего движения или фальшивой ноты. А от их лиц вообще глаз не оторвать!

А одной из самых сильных сцен я назвала бы самоубийство Леди. Оно происходит всё в том же туалете, где совсем недавно она заигрывала с мужем. И на экране крупно появляется её лицо с пустыми печальными глазами. И горькое ли, равнодушное ли «ничего не воротишь» срывается с бледнеющих уст. Красное платье. Белая рука. Красная завораживающая густота крови на полу. Пытающийся спасти жену растерянный муж.

… Браво!  

А знаете, что самое интригующее в спектакле? Казалось бы, достигнув крещендо, знаменитая шекспировская трагедия внезапно превращается в очень личную историю мужчины и женщины, не справившихся со своей жизнью после смерти ребёнка.

Да, Макбеты, оказывается, переживают невосполнимую утрату. Они даже пытаются сопротивляться случившейся с ними трагедии. Она долгие годы сидит на антидепрессантах. И как-то бросает ему: «Ты не знаешь, как это быть мною». А он ничего «не замечает». Нет… Его бесят перепады её настроения и, может быть, он даже желает ей смерти… Ну иногда… И не всерьёз! А так, как, бывает, думает, глядя на начальников, подчинённых, коллег: «А хорошо бы их всех убить!».

И однажды на новогоднем корпоративе, где они сначала празднуют его повышение торопливым туалетным сексом, он находит её с перерезанными венами.

Проходит год. Все поднимают тосты за «нового короля Шотландии» Малькольма (Александр Коробов), а Макбет сидит в халате перед телевизором и смотрит вечную «Иронию судьбы». Плачет. Смеётся. Равнодушно крутит в руках свою мёртвую голову (ту, что Макдуф принесёт Малькольму). В окружении новогодних еловых ветвей «Бирнамского леса» (их держат окружившие Макбета шекспировские персонажи – они же участники корпоратива).

… Сказать вам правду? История про цену власти и гибельное одиночество властолюбцев, которую написал Шекспир, волнует меня намного меньше, чем бесхитростная, в общем-то, история о любви и ничем не исправимом расставании с любимыми ребёнком и женой, которую на сцене Новокузнецкого театра поставила творческая группа во главе с режиссёром Петром Шерешевским. Безусловно, это тот спектакль, на который можно прийти и второй, и третий раз… Конечно, с любимыми, с которыми нельзя расставаться!

Ближайший показ «Макбета» – 19 февраля. Возрастное ограничение: 18 лет. Билеты в кассе театра и на сайте .

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Последние новости

Как победить сонный паралич с помощью гимнастики для глаз

Сомнолог Дмитрий Дуйкин делится эффективными методами борьбы с этим состоянием.

Рост заболеваемости COVID-19 в Кемеровской области

На лечении находятся более тысячи человек, новых случаев зарегистрировано 252.

Заболевания, которые могут проявиться в зимний период

Эксперт объясняет, как защитить себя от сезонных болезней.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Анапе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *