Наставница Дарья Ма Динь: «Моя задача – не навязывать свою точку зрения, а поддерживать в той или иной ситуации»
В Кузбассе набирает обороты проект «Наставничество». Ранее мы рассказывали о нем в большом материале.
В Кузбассе набирает обороты проект «Наставничество». Ранее мы рассказывали о нем в большом материале. Если вкратце, то наставник – это любой человек старше 24 лет , который хочет стать другом для воспитанника детдома. Для этого нужно заполнить анкету, пройти два бесплатных тренинга и пообщаться с психологом.
Сегодня мы открываем серию материалов, в которых наставники и подопечные от первого лица расскажут о том, как они встретились друг с другом, о чем общаются и какие строят планы. Начнем с истории Дарьи Ма Динь и Марии (имя изменено) . Интервью было проведено по отдельности, чтобы ответы героев были максимально искренними.
Дарья, расскажите о своей семье.
– Моя семья – это муж и мама, с которой мы, к сожалению, мало общаемся. Одним из самых близких людей был мой дедушка, который очень много вложил в меня. Это пример настоящего человека. Недавно его не стало.
С чем связана ваша деятельность?
– Почти 9 лет я была учителем истории и обществознания в школе, а сейчас тружусь на «Азоте» ведущим специалистом по работе с образовательными учреждениями. Организовываю профориентационные мероприятия для школьников и студентов.
Как вы узнали о проекте «Наставничество»?
– Абсолютно случайно. Увидела репост в одной из соцсетей, в котором рассказывалось о проекте. Почти сразу написала администратору сообщества и спросила про все нюансы.
Вы прошли два больших тренинга. Что интересного для себя узнали?
– Оба тренинга были воодушевляющими. Однако после первого было достаточно много опасений по поводу ответственности за участие в жизни ребенка: вдруг что-то пойдет не так, будут определенные последствия. Я очень долго обсуждала эти вопросы с мужем.
Большую часть психологических аспектов я знала и раньше, потому что так или иначе работала с подростками и проходила психологию школьника. Но до тренингов не было информации о том, что действительно происходит с детьми без родителей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, какие могут быть у них реакции. Это было открытием. Еще узнала про опыт этого проекта в других городах.
Как ваш супруг отреагировал на решение стать наставником?
– Он меня однозначно поддержал, но посоветовал быть осторожнее. И точно так же переживал по поводу ответственности. В целом я достаточно часто обращаюсь к мужу, хочу услышать его мнение, как поступить в той или иной ситуации. Я человек, действующий от сердца, а он рассуждает рационально, аналитически, над всеми вопросами размышляет. Его мнение для меня важно.
Одну из наших встреч с Машей мы посвятили тому, что ездили на соревнования по бадминтону, в которых принимал участие мой муж, там они познакомились. Теперь вот передают друг другу приветы.
В целом ощущаю большую поддержку со стороны супруга и подруг. Они уверены, что я должна справиться.
У вас был выбор? Или изначально в подопечные предложили только Марию?
– Выбора не было. Я заполняла анкету и говорила, что возраст, пол и какие-либо другие аспекты не имеют значения. Психолог и руководитель проекта со стороны лучше видят, какой наставник будет ближе ребенку, поэтому положилась на их мнение.
Какой была ваша первая встреча? Вспомните все эмоции того дня.
– Мы встретились в детском доме в октябре того года. Почти сразу решили пойти погулять в парк и выпить кофе. Мне очень понравилось – была воодушевлена! Сделала фотографию общую, показала ее мужу и всем близким. Все сказали в один голос: «Она не выглядит как девочка из детского дома». И отметили, что мы похожи.
Разговаривали о жизни: Маша рассказывала о себе и своих родственниках, показала мне фотоальбом. А я обожаю просто рассматривать снимки разных лет. Она говорила, кто изображен на кадрах, а я вспоминала свое детство. Она рассказала о своей бабушке, я – о своем дедушке.
Помню один вопрос, который возник во время прогулки: «А ты куришь?». Я ответила: «Я не курю, но, если ты хочешь покурить, так и скажи». Сразу стало понятно, что ребенок проверяет границы.
Мы достаточно открыто говорим обо всем. Стараюсь не навязывать свою точку зрения, а рассказывать о последствиях, которые могут быть.
Как проходят ваши встречи сегодня? Куда ходите и чем занимаетесь?
– Пока было холодно, старались искать варианты времяпрепровождения в помещении: тренировки, котокафе, каток, выставки, кофейни. Нам нравится оценивать сервис, еду, место и дизайн по 10-бальной шкале . Составляем рейтинг мест, куда хотим или не хотим вернуться. С приходом тепла стали больше гулять.
Мария часто болеет, спортом почти не занимается, но ходит на танцы. Иногда после часа прогулки она говорит: «Как же я устала». И я ее прекрасно понимаю: не всегда получается совмещать работу и тренировки.
У нас в планах выбраться на пикник в бор, на дачу, в ботанический сад. Еще мы вместе читаем книги – вслух или про себя. Каждый свою. Мне очень хочется, чтобы девочка активно пополняла свой словарный запас. Она не очень любит книги, но всегда мотивирует меня на встречу тем, что мы встретимся и немного почитаем. Хочется и театры посетить, и разные концерты, но понимаю, что Маше это пока не интересно.
Расскажите о Марии: как поменялось ваше о ней мнение в первый день и через несколько месяцев?
– В первый день мне казалось, что все совсем безоблачно. Через несколько месяцев я поняла, что Маша точно не будет делать то, что ей не по душе, и с помощью улыбки сможет навязать тот сценарий встречи, который нравится ей. Поэтому мы ищем компромиссы. С самого знакомства я понимала, что передо мной будет подросток, который умеет скрывать свои эмоции, лукавить, манипулировать. Так нередко делают дети из учреждений, потому что им нужно приспосабливаться к жизни. Нас об этом предупреждали на самом первом тренинге. Сейчас у девочки переходный этап, позади школа, впереди поступление в техникум и взрослая жизнь. Надеюсь, что в новом учебном заведении девочка вдохновится выбранной профессией и будет больше учиться. В любом случае, буду поддерживать ее выбор.
В этом вы и видите свою миссию наставника?
– Да. Наставник – это друг и человек, которому доверяешь. Ко мне всегда можно обратиться и поговорить. Так и происходит: Маша рассказывает о своих переживаниях, чувствах, делится эмоциями.
Когда Маше исполнится 18 лет, продолжите общение?
– Очень надеюсь, что да. Станем друг для друга лучшими подругами. Не думаю, что разница в возрасте будет какой-то помехой. У меня есть друзья старше меня, но мне с ними очень комфортно. Будем общаться, встречаться по выходным, вместе ездить в отпуск. Мария не так давно озвучила мне определенные «требования», буду их придерживаться: любить, кормить и не бросать.
Что хорошего ждет вас в будущем?
– Само будущее. Нет глобальных целей, как таковых, живу сегодняшним днем. Буду развиваться, строить карьеру, проводить время с семьей, ближе общаться со своей подопечной. Нам главное сейчас с ней пережить поступление в техникум после 9 класса . Посмотрим, что будет дальше!
Мария воспитывается в детском доме вместе со старшим братом с 2015 года. Девочка ведет активную жизнь и очень рада, что познакомилась с Дарьей . Об этом она рассказала нам. Надо признать, что ребенок оказался очень открытым и честным.
Чем ты любишь заниматься?
– Танцевать, гулять, петь, веселиться с друзьями. Больше всего люблю танцы, которые в мою жизнь пришли еще несколько лет назад. За все время увлекалась народными танцами, дэнсхоллом, брейк-дансом. Сейчас практикую вог. Хожу в танцевальную школу на Октябрьском, очень нравится.
Как ты узнала о проекте «Наставничество»?
– К нам пришла Екатерина Федорова , руководитель проекта. Было анкетирование в столовой, нас спрашивали, кто хочет себе наставника. Мы могли выразить свои пожелания. Проект очень заинтересовал, ведь опытный человек меня может большему научить, подготовить ко взрослой жизни.
Помнишь первую встречу с Дарьей?
– Сначала мы посидели у нас в компьютерном классе, познакомились. После прогулялись по парку. Дарья рассказала о себе, своей работе, муже и собаках. Я в свою очередь поделилась своей историей, показала детские фотографии, комнату.
Ты доверяешь своей наставнице?
– Да. Я могу поделиться секретами, выговориться.
В будущем после детдома продолжите общение?
– Мы точно будем общаться дальше, потому что Даша – очень хороший человек, близкий мне по душе. Она добрая и заботливая, может помочь и поддержать.
Вы дарите друг другу подарки?
– На день рождения Дарья мне вручила большую раскраску по номерам. А я недавно ей подарила масочки, шоппер и расческу. А то она всегда мне говорит, что я не расчесываюсь, и сама ходит лохматая (смеется) .
Какая у тебя мечта?
– Сдать экзамены, найти работу в большой организации и помогать людям.
Что хорошего ждет тебя в будущем?
– Я хочу стать педагогом-организатором. Мне нравится работать с детьми, организовывать праздники и готовить номера.
Последние новости
Более 100 вакансий для соискателей в сфере школьного питания
Компании ищут новых сотрудников для работы в образовательных учреждениях.
Новые горизонты в лечении заболеваний мозга и сердца
Исследования МГУ открывают новые методы неинвазивной терапии.
Подарки для мам в День матери
Губернатор вручил медальоны и открытки женщинам в честь праздника.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку