На нервной почве: как мы своими руками создаём ребёнку проблемы со здоровьем
Вот видишь иногда ребёнка в автобусе или супермаркете: вроде симпатичный нормальный малыш, положительные родители — и тут вдруг раз, слышит, к примеру, возражение или отказ в чём-нибудь, и начинается настоящий концерт.
Вот видишь иногда ребёнка в автобусе или супермаркете: вроде симпатичный нормальный малыш, положительные родители — и тут вдруг раз, слышит, к примеру, возражение или отказ в чём-нибудь, и начинается настоящий концерт. Тут тебе и слёзы, и рёв, и катание по полу, и неистовый бой кулаками. Что это? Неужели ребёнок «сам» такой вырос и воспитался? На вопросы редакции Ваш Город отвечает детский невролог медицинского центра «Чудо Доктор» Инна Вячеславовна Кушнарёва.
— Скажите, какие детские неврологические нарушения могут быть заложены ещё в период вынашивания ребёнка мамой или её окружением?
— На первом месте, к сожалению, до сих пор остаются токсические факторы : бесконтрольное употребление медикаментов, курение и алкоголь пагубно влияют на психическое и физическое здоровье малыша, пока он ещё находится в утробе матери и совершенно беззащитен от её привычек и состояний. Несмотря на то, что врачами сказано об этом уже очень много, некоторые женщины продолжают игнорировать эти базовые рекомендации, и в результате портят жизнь и себе, и своему ребёнку. Сначала малыш может быть чересчур плаксивым, беспокойным, либо, наоборот, заторможенным, затем может наступить задержка развития и речи, а со временем развивается тяжёлый, «неуправляемый» характер. Так, конечно, происходит не всегда, но риск у проблемной матери получить проблемного ребёнка очень высок.
На втором месте — воздействие стресса и конфликтного окружения . Многие исследования показывают, что если женщины испытывают частый стресс во время беременности, это существенно повышает риск врожденных дефектов мозга ребенка. Отрицательные эмоции в течение первого месяца беременности ослабляют неврологическое развитие младенца. Ребенок очень чувствителен к переживаниям матери. Депрессивное состояние негативно сказывается на внутриутробном развитии малыша.
Ну и конечно, такой фактор как неполноценное или неправильное питание . Недостаток кальция, железа, йода и других витаминов приводит к замедленной обучаемости, задержке в развитии речи, проблемам с поведением, к замедленному развитию моторики. Непосредственно на психику ребёнка может сказаться недостаток фолиевой кислоты . Это приводит к неправильному закрытию нервной трубки младенца. Нервная трубка — особая ткань, с помощью которой происходит развитие спинного мозга ребенка. Неправильное ее закрытие приводит к пороку развития и головного, и спинного мозга.
— Таким образом, нужно всю семью настроить на позитивный лад, запретить курить и ругаться?
— Да, хотя это порой бывает непросто. Но мамочке и её близким нужно чётко запомнить: любое негативное воздействие на плод многократно аукнется в будущем. Поэтому лучше сто раз подумать, стоит ли начинать неприятный разговор, включать фильм со сценами агрессии, или устраивать дома вечеринку. Напротив, ласковые разговоры с ребенком во время его внутриутробного развития оказывают положительный эффект на его эмоциональной системе и памяти.
— Как поведение родителей на первом году жизни ребёнка влияет на его дальнейшее психическое и физическое здоровье?
— Главное для ребёнка — это забота и любовь. Именно общение с близкими на первом году жизни формирует его будущие языковые навыки. Самый первый опыт, который получает ребенок — это опыт общения с родителями. Со временем именно получая обратную связь от родных, он учится распознавать свои чувства и ощущения, осознавать свою роль в этом мире. Смотрите малышу в глаза и улыбайтесь — например, во время кормления. Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность общаться, понимать других людей. Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Он старается ''рассказать'' о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.
Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
— Как заметить возможное отставание в развитии или другие тревожные симптомы, при которых надо показаться врачу-неврологу?
— Родителям следует насторожиться, если их ребенок:
— не реагирует на громкие звуки и яркий свет, слабо или совсем не двигает ножками или ручками;
— слабо сосет или отказывается от груди;
— не держит голову устойчиво к 3 мес.;
— не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья, к 4 мес.;
— не может поворачиваться с живота на спину самостоятельно к концу 5-го месяца;
— не проявляет интереса к окружающим предметам, не пытается обследовать их;
— не улыбается к 2 мес.;
— не гулит;
— не пытается сесть при поддержке за руку к концу 7-го месяца;
— не сидит даже при поддержке к 9 мес.;
— не может стоять даже при поддержке к 12 мес.;
— не может ходить даже при поддержке за руку к 12 мес.;
— не реагирует на свое имя к 12 мес.
Если вы заметили эти признаки, советуем вам посетить детского невролога.
— А с какими проблемами к вам чаще всего приходят школьники и подростки?
— Очень часто родители жалуются на повышенное внимание ребёнка к компьютерным играм и соцсетям. Некоторые подростки буквально «ночуют» возле компьютера, что можно считать началом развития игровой зависимости. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Родителям следует насторожиться, если ребёнок-подросток:
— ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
— провел хотя бы одну бессонную ночь за игрой или в соцсетях;
— прогулял школу — сидел за компьютером;
— приходит домой и сразу садится за компьютер;
— стал забывать поесть, почистить зубы, хотя раньше такого не наблюдалось;
— пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
— конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя слишком много времени в виртуальном пространстве, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Подростковый возраст — период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя. Большинство проблем подростков связано именно с их физическим и психологическим изменениям, к которым они оказываются не готовы. А у родителей часто не хватает терпения и понимания, а также специальных знаний, чтобы эффективно влиять на его характер и поведение и не терять с ним контакт. В таких ситуациях нужно взаимодействие с психологом, педагогами.
Нервная система иногда не выдерживает психологического давления, поэтому возникают срывы, неврологи называют их срывами адаптационных возможностей, что проявляется головными болями, нарушением сна, усталостью, вялостью, бледностью . Даже если ничего не болит, уже нет никакой работоспособности. Это первые признаки, что уже нужно обратиться к доктору.
— С какими проблемами и симптомами чаще всего приходят именно к вам?
— С маленькими пациентами обращаются с нарушениями развития речи и звукопроизношения . Своевременное и правильное речевое развитие ребенка обеспечивает полноценное созревание и функционирование психической сферы, формирование представлений ребенка об окружающем мире, установление новых контактов, развития мышления и обучения.
Своевременное выявление и лечение является важным аспектом дальнейшего развития и адаптации ребенка к восприятию школьной программы.
У ребят постарше встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который характеризуется нарушением внимания, двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения. Основными жалобами родителей таких детей при обращении к врачу являются трудности с обучением, дети чрезвычайно подвижны , беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока, постоянно отвлекаются, что обуславливает низкую успеваемость при достаточно высоком уровне интеллекта.
Также в «Чудо доктор» обращаются дети с неврастеническим синдромом. Его возможными признаками являются головные боли, напряжение, быстрая утомляемость, истощаемость, снижение настроения, раздражительность. Если вовремя не обратиться к врачу, можно усугубить состояние.
Приглашаем вас на консультацию к детским неврологам в медицинский центр «Чудо Доктор».
Запись по тел.: 8−908−952−3008; 33−04−93.
Сайт центра: www.drmiracle.net
Как добраться до центра:
Приходите: улица Грдины, 27
Приезжайте: остановка транспорта «Левый берег»:
Автобусы: 5, 21, 27, 56, 60, 66, 168
Маршрутки: 5, 27, 29, 52, 62, 62а
Остановка трамвая «Левый берег/Дружбы проспект»: 2, 6, 8, 9.
Орлова Алёна Источник: ВашГород.ру Источник фото: pixabay.com, Чудо Доктор
Последние новости
Новые инициативы президента России в сфере экономики
Президент озвучил ряд мер для стимулирования экономического роста в стране.
В Кемерове волонтеры собирают помощь для участников СВО
Активисты и школьники поддерживают бойцов теплыми вещами и поздравлениями.
Вячеслав Володин о роли образования в развитии общества
Глава Госдумы подчеркнул важность воспитания и обучения для будущего страны.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией