Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?
Для работы в сферах, где здоровье людей напрямую зависит от выполнения профессиональных обязанностей, как, например, общепит, пищевое производство, торговля, детские учреждения и больницы, необходима медицинская книжка. Получение этого документа, а также его продление, требуют значительных затрат времени и денег. Однако законодательство РФ строго регламентирует обязательность наличия медицинской книжки у работника, и её отсутствие влечет за собой ответственность как для работника, так и для его работодателя. Рассмотрим подробнее, каким образом оформляется и продлевается данный документ, так необходимый для отдельных профессиональных сфер деятельности.
Для работы во многих отраслях России необходимо получить личную медицинскую книжку (ЛМК), которая подтверждает отсутствие инфекционных заболеваний у ее обладателя и выпускается по результатам медицинского осмотра. Соответственно, работник обязан пройти такой осмотр, а работодатель - оплатить и контролировать его. Кроме того, существует перечень профессий и должностей, обязанных иметь ЛМК.
Обязательство получения ЛМК распространяется на граждан в возрасте до 18 лет, работников, занятых на тяжелых или опасных работах, на работах связанных с транспортом, а также на работников организаций пищевой промышленности, общественного питания, лечебно-профилактических учреждений и других организаций.
В соответствии с законодательством, медицинскую книжку необходимо иметь для работы с продуктами питания и питьевой водой, в образовательных и оздоровительных учреждениях, в сфере туризма и гостеприимства, торговле, коммунальном и бытовом обслуживании населения, а также при обслуживании населения в учреждениях здравоохранения и в строительстве и ремонте с использованием иностранной рабочей силы. Кроме того, получение медицинской книжки обязательно для представителей государственной службы и работников бюджетных организаций, в том числе в центрах дезинфекции и их подразделениях.
Работники, не имеющие личной медицинской книжки, не могут приступить к работе в перечисленных отраслях, их допуск к работе запрещен. Российское законодательство предусматривает не менее 25 федеральных законов и кодексов, в которых обязательство получения ЛМК прописано для различных профессий и должностей.
Ответственность за отсутствие медкнижки
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если руководство организации нарушает требования санитарного законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании работников и отсутствии личной медкнижки у работников, то предусмотрена три вида ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.
При проверке Роспотребнадзором отсутствие медкнижек или подделка данных влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Гражданам грозит предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей, должностным лицам – штраф от 500 до 1000 рублей, индивидуальным предпринимателям – штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток, а юридическим лицам – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Согласно статье 236 УК РФ, если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил при отсутствии у виновного личной медицинской книжки произошло массовое заболевание или отравление людей, то уголовная ответственность может быть следующей: штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года.
Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку бланков медицинских книжек, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра.
Работодатель несет административную ответственность за уклонение от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачу медицинских книжек. По статье 5.27 КоАП РФ при выявлении такого нарушения он может быть облагаем штрафом в размере до 50 000 рублей, а при повторном нарушении – до 170 000 рублей.
Медицинская книжка представляет собой многостраничный документ, форма которого была утверждена приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Данный документ содержит информацию о владельце, а именно его фамилию, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность.
На второй странице медицинской книжки располагается фотография владельца, подпись и печать организации, которая выдавала документ. Третья страница содержит информацию о владельце книжки, а каждая следующая страница посвящена перенесенным инфекционным заболеваниям, профилактическим прививкам, результатам обследований и прочим отметкам.
Кроме того, в медицинской книжке размещается заключение врача о допуске к работе по результатам медосмотра. На последней странице документа помещается правовая информация для владельца.
Если вы собираетесь оформить медицинскую книжку, то возникает логичный вопрос: где ее можно приобрести? Книжка относится к документам строгой отчетности и не подлежит свободной продаже. Купить ее можно только в специализированных медицинских центрах и организациях, уполномоченных Роспотребнадзором, таких как СЭС. Цены на медицинские книжки в различных регионах страны могут варьироваться от 150 до 300 рублей.
Оформление медицинской книжки является обязательным процессом при трудоустройстве на определенные должности. Для прохождения медицинских осмотров нашими гражданами необходимо знать некоторые важные этапы. В данной статье описываются все необходимые шаги, которые должен пройти каждый человек, чтобы легально получить личную медицинскую книжку.
Содержание процесса оформления медицинской книжки регулируется следующими законодательными документами: Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», и Приказ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» от 27 апреля 2005 года № 20 «О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку».
Вся процедура оформления медицинской книжки состоит из нескольких этапов:
- Представление заявления о проведении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в территориальный центр Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (ФБУЗ) «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Заключение договора с физическим или юридическим лицом независимо от формы собственности на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
- Регистрация и выдача ЛМК - без голограмм.
- Прохождение медицинского обследования, которое включает различные медицинские осмотры, лабораторные и аппаратные исследования в зависимости от должности работника. Результаты соответствующих исследований заносятся в соответствующие разделы медицинской книжки.
- Получение заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в разделе V медицинской книжки.
- Прохождение гигиенического обучения, включающего очную и заочную части.
- Прохождение гигиенической аттестации с возможностью одной повторной сдачи на следующий день.
- Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
- Выдача личной медицинской книжки.
В случае, если работник направлен работодателем, вышеописанные шаги начинаются со вскрытия раздела IV. Для прохождения медицинского осмотра в целях выдачи ЛМК впервые необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.
Кроме того, проверка подлинности личной медкнижки, полученной в столице, возможна в Реестре г. Москва в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.
Стоимость гигиенического обучения вместе с бланком чистой медицинской книжки составляет от 700 до 1500 рублей.
Следуя всем предписанным этапам для оформления медицинской книжки, каждый гражданин может иметь легальный и полноценный доступ к работе на тяжелых и опасных производствах.
Перечень обследований для медкнижки: что нужно пройти
Перед получением медицинской книжки работник должен пройти обязательные обследования у специалистов-врачей. Однако список необходимых обследований может немного отличаться в зависимости от сферы деятельности.
Так, для всех работников следует посетить:
- терапевта
- отоларинголога
- дерматовенеролога
- стоматолога
- гинеколога (для женщин)
При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.
Кроме осмотров у специалистов, также необходимо пройти ряд инструментальных и лабораторных исследований, включая:
- флюорография
- клинический анализ крови
- анализы на RW, трихомониаз и гонорею
- анализы на энтеробиоз и яйца глистов
- анализы на брюшной тиф и стафилококк
Не забудьте, что результаты анализов действительны только 2 недели, поэтому прохождение медосмотра не стоит затягивать.
Женщины после 40 лет также должны обязательно пройти маммографию.
Строгое соблюдение этого списка необходимо для всех работников, однако для медицинских работников и работников пищевой промышленности может потребоваться расширенный список обследований.
Время, необходимое для получения личной медицинской книжки, зависит от выбранного пути.
Если выбрать оформление книжки в районной поликлинике, то первым шагом будет посещение терапевта и получение направлений на анализы и консультации у других специалистов. Затем необходимо записаться на прием и сдать все необходимые анализы. Завершается процесс заполнением медицинской книжки у терапевта. В зависимости от загруженности поликлиники эта процедура может занять от недели до двух. Если к этому добавить гигиеническое обучение и аттестацию, то полный процесс может затянуться на три-четыре недели.
Существуют также специализированные аккредитованные медицинские центры, которые предлагают оформление медкнижки с прохождением полного медосмотра и гигиенической аттестации за 3-5 дней.
Нюансы продления медицинской книжки и ее действительности
Согласно Закону № 52-ФЗ, срок действия медицинской книжки неограничен (до заполнения всех страниц). Однако работникам необходимо периодически проходить медицинские осмотры, за обеспечение которых отвечают работодатели. Соответствующие условия и расходы по оплате медицинских услуг также ложатся на плечи работодателей, а также обязательство обеспечить гигиенические знания и наличие санитарных правил в организации.
ЛМК, так же как трудовые книжки, хранятся в отделе кадров компании и выдаются работникам под расписку. Однако, если предприятие осуществляет выездную деятельность, то работники должны иметь медицинские книжки при себе в течение рабочего дня.
В случае изменения места работы и/или вида деятельности, эти данные вносятся в раздел II медицинской книжки сотрудником отдела кадров компании и заверяются печатью организации.
Процедура продления медицинской книжки проста по сравнению с ее получением. Нет необходимости приобретать новую медицинскую книжку, поскольку она уже имеется.
Касательно медицинского осмотра, необходимо пройти тех специалистов и основные исследования, которые устарели в соответствии с нормативными документами. Большинство работников должны продлевать свои книжки ежегодно, а гигиеническое обучение и аттестация проводятся с периодичностью, соответствующей соответствующей профессии.
Стоимость прохождения медосмотра может различаться в зависимости от медицинского учреждения, где будет предоставлена данная услуга. В некоторых районных поликлиниках осмотр проводится бесплатно, однако, для полного прохождения медосмотра и сдачи анализов может потребоваться пара-тройка недель. Также, для оформления медицинской книжки и гигиенического обучения нужно будет заплатить около 1000 рублей.
Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для выдачи листков нетрудоспособности, стремятся помочь своим клиентам экономить время. Для этого они организуют прием не более чем за 5 дней. Стоимость прохождения данной процедуры может колебаться от 1700 до 5000 рублей в зависимости от категории специалистов.
Важно помнить, что готовые медицинские книжки, предлагаемые онлайн, не являются легальными документами. Покупка готовых медкнижек грозит уголовной ответственностью за подделку документов и как продавцам, так и покупателям. В законе также указано, что все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Однако, есть компании, которые стремятся помочь своим сотрудникам оформить медкнижку за их счет с условием возмещения затрат. Другие же предоставляют своим работникам ежегодные бесплатные медосмотры и диспансеризацию через договор с медицинскими центрами.
Процесс оформления медицинской книжки очень важен, и требует ответственного отношения. Отсутствие данного документа может привести к отказу в приеме на работу и денежным штрафам. Однако, оформление медкнижки происходит достаточно быстро в государственных поликлиниках и частных медицинских центрах.
Фото: freepik.com