Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
Свод правил противопожарного режима (ППР) устанавливает обязательные требования, которые регулируют организацию производства и содержание объектов защиты, а также поведение людей для поддержания пожарной безопасности. Нормы ППР в России определены на законодательном уровне и должны соблюдаться всеми государственными и частными компаниями. В этом случае ответственность за своевременное выполнение ППР лежит на руководителях и собственниках объектов защиты.
Нарушение свод правил противопожарного режима грозит серьезными последствиями, а именно штрафом, установленным в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Штраф зависит от категории нарушителя и колеблется в следующих пределах:
- от 2000 до 5000 рублей для граждан,
- от 6000 до 15000 рублей для должностных лиц,
- от 20000 до 30000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
- от 150000 до 200000 рублей для юридических лиц.
Если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии со статьей 20.4 КоАП, штраф увеличивается практически вдвое. В этом случае, юридические лица будут обязаны заплатить от 200000 до 400000 рублей.
В 2023 году в России будут внесены изменения в Правила противопожарного режима (ППР). Это не первые изменения в ППР, которые были внесены в последнее время. Например, в 2017 году были введены изменения, связанные с ответственностью за возгорание сухой растительности на территории сельскохозяйственных и лесных зон, а также на территории земельных участков в сельской местности.
Весной 2019 года Правительством РФ было принято постановление о внесении очередных изменений в ППР. Осенью же того же года были внесены дополнительные изменения в требования пожарной безопасности. Изменения касаются как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. Были также уточнены запреты на курение. А именно, курение на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но только в специально отведенных местах, а именно курилках.
Последние изменения, внесенные в ППР, касаются уведомления зрителей. Так, согласно последним требованиям, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление должно быть сделано через трансляцию речевого сообщения или демонстрацию видеосюжетов перед началом сеансов в кинозалах о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.
Согласно Постановлению от 20 сентября 2019 года, торговые объекты должны осуществлять загрузку и выгрузку товаров и тары в рабочее время по путям, которые не связаны с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также в случае объектов с ночным пребыванием людей, не являющихся торговыми, обслуживающий персонал должен организовывать круглосуточные дежурства.
Постановление №1216 внесло изменения в требования к пожарной безопасности в медицинских учреждениях. Ранее палаты для детей и тяжелобольных могли находиться только на первом этаже, теперь же они должны быть размещены, преимущественно, на первом этаже. Кроме того, мастерские, склады и кладовые, которые ранее были запрещены в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, теперь разрешены по проектной документации.
В 2021 году в ППР внесены изменения, направленные на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проверочные и профилактические мероприятия, проводимые органами государственного надзора, будут уделять пристальное внимание наличию первичных средств пожаротушения, т.е. огнетушителей, на этих объектах.
Изменения в ППР 2021 года дают руководителям организаций и собственникам объектов дополнительные обязательства по обеспечению противопожарной безопасности. Как отмечается, они должны самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечить наличие огнетушителей соответствующего типа в достаточном количестве.
Например, в рамках анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава число и тип огнетушителей определяются на основе наименования объекта защиты (например, электровоз, тепловоз, вагон), его размера (поезд, секция), класса возможного пожара и огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей определяются на основе Приложения 2.1 ППР, где указаны нормативы согласно упомянутым критериям.
В случае защиты технологического оборудования необходимо учитывать информацию, указанную в технической документации (ТУ или паспортах), которая определяет запрет на использование определенных средств пожаротушения при эксплуатации. Также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возникновения возгораний разного типа в железнодорожном подвижном составе рекомендуется использовать универсальные огнетушители, подходящие для разных областей применения.
Согласно нововведениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны иметь, помимо огнетушителей, также средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения для каждого члена бригады. Количество средств защиты должно соответствовать количеству работников на бригаде.
Действующие в России правила противопожарной безопасности предписывают организациям и собственникам объектов самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей необходимого типа.
В ходе общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество и тип огнетушителей зависят от площади помещения, характеристик горючих веществ и наличия открытых зон. Кроме того, при определении количества и типа огнетушителей учитываются три критерия: огнетушащая способность устройства, категория помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.
Заметки на полях!
Когда дело касается выбора подходящего типа огнетушителя (ручной или передвижной), наиболее важным фактором является размер возможного пожара. Для предотвращения крупных пожаров, противопожарное законодательство России требует использования передвижных огнетушащих средств. В помещениях размером до 50 м³ следует использовать дополнительные самосрабатывающие порошковые огнетушители.
При защите технологического оборудования правильный выбор огнетушителей должен основываться на соответствующих технических документах (технических условиях и паспортах), которые также включают запреты на использование определенных типов огнетушителей. Важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае возможной угрозы пожара или его разнообразных видов следует отдать предпочтение универсальным огнетушителям.
Статья начинается с важного привода внимания к тому, что количество и тип огнетушителей должны соответствовать определенным нормам, утвержденным Приложениями 1 и 2 ППР. Эти нормы зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта.
Таким образом, выбор огнетушителей должен быть внимательно продуман и оценен на основании указанных норм, чтобы обеспечить максимальную безопасность на объекте. Важно помнить, что несоответствие нормам может привести к серьезным последствиям, как для самого объекта, так и для окружающих людей. Поэтому следует проявлять ответственность при выборе и установке огнетушителей.
Владельцы объектов должны знать об особенностях правил противопожарного режима, которые содержат специальные нормы для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, норматив определяется путем сложения площадей всех помещений. Для объектов категории Д с площадью до 100 м2 огнетушители не требуются, а если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения, количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Для мест хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов используются углекислотные или хладоновые огнетушители.
Необходимо отметить, что ППР также устанавливают требования к размещению и удаленности огнетушителей. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания — от 20 до 70 м в зависимости от категории и типа объекта, а также высоту расположения — не более 1,5 м.
Обязанности руководителя включают оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров. Кроме того, руководитель должен обеспечивать перезарядку огнетушителей и железнодорожный подвижной состав огнетушителями согласно установленным нормам.
Изменения в правилах противопожарного режима, проведенные в 2019 году, коснулись требований к огнетушителям. Все используемые средства должны быть опломбированы, а на пломбе должен быть указан идентификационный номер и месяц и год зарядки. Основополагающий документ должен иметь порядковый номер и быть выдан изготовителем. В случае срыва пломбы или ее повреждения необходимо заменить огнетушитель.
Таким образом, ужесточение требований к обеспечению противопожарной безопасности является мерой, направленной на повышение самостоятельности и ответственности владельцев объектов и арендаторов, а не на оказание давления на собственников. В случае несоблюдения мер противопожарной защиты может угрожать безопасности многих людей.
Фото: freepik.com