Организация расчетов с использованием банковских карт

Организация расчетов с использованием банковских карт

Большинство российских предприятий используют банковские карты для расчетов, однако все еще есть пользователи, которые не доверяют этому платежному инструменту. В данной статье мы расскажем о пластиковых картах, как можно организовать платежную систему на предприятии с их использованием, как работает схема платежей и что такое эквайринг - банковская услуга по обработке платежей.

В последние годы все больше людей начали использовать банковские карты для безналичных операций. В 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составила 76%, а уже в первом квартале 2020 года этот показатель вырос до 86%. Количество пластиковых карт также значительно увеличилось, достигнув более 283 миллионов карт. Это делает безналичные расчеты еще более популярными и выгодными для современных торгово-сервисных предприятий.

История использования банковских карт началась в 1949 году, когда в Нью-Йорке была создана первая массовая платежная карта Diners Club. Вскоре она стала универсальной, и ею можно было расплачиваться за товары и получать наличные, а также выполнять другие операции. В результате банковских «баталий» на рынке определились две ведущие международные платежные системы - Visa и Mastercard.

Сегодня банковская карта - это удобство, безопасность и экономия времени для потребителя. Кроме того, использование банковских карт ведет к дополнительной прибыли для предпринимателей. Установка терминала безналичной оплаты обычно приводит к увеличению объема продаж, потому что людям легче решиться на дополнительные траты, когда они используют карточную платежную систему.

Для предпринимателя установка системы безналичной оплаты может достичь следующих стратегических целей: повышение привлекательности организации для потенциальных клиентов, расширение клиентской базы, увеличение товарооборота, сокращение издержек на бухгалтерию, сокращение расходов на обслуживание клиента и затрат на инкассацию, а также уменьшение риска оплаты фальшивыми банкнотами и повышение сохранности выручки.

Если предприниматель решил организовать безналичную систему оплаты, ему необходимо установить терминал безналичной оплаты и обеспечить совместимость с одной из международных платежных систем, таких как Visa или Mastercard.

Как организовать безналичный расчет с использованием банковских карт на предприятии

В системе использования пластиковых карт присутствует две важные стороны: владелец карты и коммерческое предприятие, которое предоставляет возможность оплатить покупку по карте. Для роста этой системы необходимо, чтобы банки выпускали как можно больше пластиковых карт, а на предприятиях существовали условия для безналичных платежей.

Важность безналичной оплаты

В Российской Федерации законодательно этот вид расчетов регулируется Положением Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием». Важную роль в данной системе осуществляет организация, производящая расчеты, с помощью процессингового центра. Эта организация является посредником между компанией и конечным потребителем.

Эквайринг

Сервис, предоставляемый банком, включает в себя осуществление расчетов, совершаемых с помощью банковских карт, а также средства по выдаче наличных денег держателям банковских карт — этот вид услуг называется эквайрингом, а банк, предоставляющий его, — эквайрер.

Схема расчетов

Оплата покупки безналичным способом выглядит следующим образом: держатель карты получает приобретение от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит, и деньги не сразу поступают на счет предприятия. Об операциях по картам информация передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает сумма стоимости товаров, оплаченных по платежным карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента и списывает ее со счета клиента.

Схема процесса безналичной оплаты состоит из следующих этапов:

  1. Покупатель подает заявление в банк о создании карточного счета и производстве пластиковой карточки, а также периодически передает поручения по депонированию денежных средств.
  2. Банк выдает пластиковую карту клиенту.
  3. Для оплаты товара или услуг покупатель передает свою карту продавцу.
  4. Для оплаты покупки потребитель использует карту в платежном терминале либо вставляет ее в терминал (если карта старого формата и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный или отрицательный ответ с кодом авторизации или отказом с конкретной причиной (недостаточно денег, блокировка и так далее). Все это происходит в течение нескольких секунд.
  5. После получения разрешения на оплату представитель предприятия изготавливает специальный чек — слип.
  6. Покупатель получает товар или услугу.
  7. В банк-эквайрер предоставляются слипы.
  8. Информация о платеже передается в банк-эмитент, используя слип.
  9. Сумма списывается со счета покупателя и переводится на счет в банк продавца.
  10. Сумма зачисляется на счет предприятия за вычетом комиссии банка-эквайрера.

Для организации безналичных платежей на предприятии необходимо заключить договор с эквайрером или процессинговым центром, которые будут проводить координацию всех платежей, а также обеспечивать необходимое оборудование и обучение персонала.

В настоящее время возможность безналичной оплаты увеличивает престиж предприятия. Банковские карты становятся все более популярными, и пандемия только усилила доверие к ним. Безналичные расчеты стали основным методом оплаты, который является безопасным и удобным в любых условиях, включая самоизоляцию. Не удивительно, что все большее количество покупателей использует карты. Чтобы не допустить падения продаж и увеличить товарооборот, предприниматели подключают эквайринг, который позволяет принимать безналичную оплату.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *