Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты остаются незаменимым инструментом для многих людей, когда дело касается решения разнообразных проблем или достижения заветных целей. Кто-то пользуется банковскими услугами, чтобы приобрести собственное жилье или новый автомобиль, а кто-то решает взять кредит на отдых в экзотических местах или на организацию праздника. Однако, любое кредитное обязательство подразумевает его погашение. В противном случае, за несоблюдение договорных обязательств, в дело могут вмешаться коллекторские агентства. Чего можно ожидать от коллекторов и что они делают, вы найдете в данной статье.
Фильмы о коллекторах обыгрывают негативный образ члена коллекторской компании. Но на самом деле картина совсем иная. Исходя из ФЗ-230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 2016 года, права и обязанности коллекторов регламентированы. Последняя редакция закона вышла 1 января 2017 года. Закон устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, при этом не ограничивая права коллекторов, а делая их полноправными участниками рынка.
Основная миссия коллекторов - требовать от заемщика возврата просроченного долга, причем общение может осуществляться различными способами, включая электронную почту, текстовые сообщения, личные встречи и звонки. Однако необходимо отметить, что вне зависимости от формата коммуникации коллектор обязан назвать свои имя и компанию, где он работает. Важно предоставить контакты для обратной связи, реквизиты банковского счета для отправки выплат, а также ОГРН и ИНН компании.
Согласно закону, коллекторы не имеют права применять любые виды физического и психологического давления, передавать персональные данные должника третьим лицам или направлять ложные сведения о сумме задолженности. Кроме того, нельзя требовать долг с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.
Для многих возникает вопрос, могут ли коллекторы связываться с родственниками или знакомыми должника. Это возможно только в том случае, если эти лица выступают в качестве поручителей по кредиту или заемщик дал согласие на общение со своим окружением. Такая коммуникация является частью задачи коллекторов - донести до должника информацию о существующем долге, а также о желании кредитора обсудить варианты гашения.
Существует регламент в отношении времени и количества звонков. В будние дни звонки могут поступать с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные дни - с 9 до 20 часов. Кроме того, коллекторы могут звонить не более одного раза в день, дважды в неделю и максимум восемь раз в месяц.
Почему коллекторские агентства общаются с должником, а не банк?
Существует две возможные причины:
1. Банк обращается к коллекторским агентствам для взыскания своего долга. В этом случае коллекторы выступают лишь посредниками, заключая с банком агентский договор. Обычно банк обращается к коллекторам, когда задолженность колеблется от трех месяцев.
2. Долг был продан. Этот процесс, называемый цессией, происходит, когда долг остается неоплаченным в течение года. Когда банку неудается получить задолженность, он продает долг коллекторским агентствам. При этом заемщик обязан выплачивать свой долг коллекторскому агентству вместо банка. Этот процесс, который может быть рассмотрен как крайняя мера, позволяет банку освободиться от заядлых неплательщиков.
Должник может узнать о продаже долга от коллекторских представителей через телефонный звонок или полученное письмо. Банк также отправляет официальное уведомление о продаже долга, содержащее сумму долга и информацию о процентах и пени. Должник должен убедиться, что коллекторское агентство обладает соответствующими правами, поскольку только в этом случае деятельность коллекторов является законной.
Статья: Как правильно действовать, если звонят коллекторы?
Коллекторы звонят не только должникам, но и предпринимателям, которые, например, выиграли тендер и подписали контракт на поставки. В первую очередь необходимо сохранять спокойствие и не впадать в панику. Ведь отдавать долг в любом случае придется, а вот условия выплат во многом зависят от заемщика. Существуют официальные коллекторские агентства, где работают профессионалы своего дела. Важно понимать, что финансовые трудности могут возникнуть у каждого, и поэтому оптимальным вариантом будет объяснить сотруднику коллекторского агентства свое финансовое положение и вместе разработать схему платежей. Отметим, что, скорее всего, она будет выгодней и лояльней, чем у банка.
Это точно не стоит делать, если звонят коллекторы: сбрасывать звонки, хамить собеседнику, менять сим-карту. Не стоит пытаться убежать от долга, уехав в другой город или страну, потому что коллекторы просто обратятся в суд. После вынесения решения суда в дело вступают судебные приставы, у которых полномочия значительно шире, а методы работы менее деликатные.
Вот еще один вариант, который не стоит использовать - взять новый кредит для оплаты старого. Но после проверки кредитной истории ни один банк не выдаст должнику заем. Не откажут лишь микрофинансовые организации, начисляющие порой сотни процентов годовых. Но это решение не является долгосрочным и не решит проблему, так как, даже если должнику удастся правдами и неправдами рассчитаться со всеми долгами, для банков он навсегда останется ненадежным клиентом. Там работают опытные люди, которые знают все подобные схемы, так что новый кредит, даже через годы, такому человеку будет взять очень сложно.
Кроме того, помимо лояльных условий выплат, некоторые компании могут простить заемщику большую часть долга, вплоть до 80%. Разумное и адекватное поведение поможет должнику разрешить ситуацию с минимальными моральными и материальными потерями. Коллекторские агентства тоже не заинтересованы в доведении дела до суда, поэтому они готовы идти навстречу клиенту.
Фото: freepik.com